Интеграция российских вузов в европейскую систему высшего образования предполагает внесение изменений в формы и методы организации учебного процесса.  В условиях перехода к кредитно-модульной системе, предполагающей внедрение балльной оценки, важнейшим аспектом является разработка инновационных педагогических технологий в области контроля качества обучения и оценки знаний студентов. На первый план выходит задача создания гибких, разнообразных и оперативных форм контроля в реальных условиях учебного процесса, использование информационных технологий.

К традиционным формам контроля относятся выполнение и защита курсовых, контрольных и лабораторных работ, защита проектов, коллоквиум, зачет, экзамен. Современной формой контроля качества обучения является тестирование. Развитие современной системы тестирования с точки зрения эффективности обучения при переходе к кредитно-модульной системе играет первостепенную роль.

Эффективность обучения характеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный период. Она может включать в себя различные характеристики: объем и качество учебного материала, время его изучения, результаты усвоения знаний, степень сформированности знаний, умений и навыков, и т. п. При этом качество обучения определяется уровнем достижения результатов по отношению к существующим нормам – требованиям ФГОС ВПО, которые в настоящее время выражены в компетенциях. С точки зрения результативности эффективность обучения – понятие оценочное, т.е. при определении эффективности дается оценка конкретных результатов взаимодействия преподавателя и студента. Поэтому перед преподавателем стоит задача выбора методов и форм контроля, критериев качества усвоения изученного материала, процедур его осуществления, обоснования способов коррекции учебной деятельности, соотнесение результата с требованиями компетентностного подхода.

Под контролем понимают выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучающихся. Речь идет о совокупности организационных и методических приемов получения количественных и качественных показателей результативности учебного процесса. Выявление и измерение называют проверкой – это составной элемент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между студентом и преподавателем. Кроме проверки контроль содержит в себе процесс оценивания и результат в виде оценки, выраженной в условных единицах, например, в баллах.

Управление дидактическим процессом обязательно характеризуется наличием системы оценки и контроля его эффективности [1]. Целями построения комплексной системы промежуточного и итогового контроля качества обучения являются:

— систематизация знаний;

— развитие навыка анализа информации;

— овладение обучаемыми технологиями диагностики знаний и умений;

— стимулирование мотивации к обучению на основе информированности о результатах учебной деятельности.

Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения знаний, умений и навыков, приобретенных в результате систематического обучения. Принципы организации тестирования содержат определенные требования, возникшие в процессе развития методологии тестового контроля: соответствие теста содержанию и объему полученной студентами информации (содержательная валидность); соответствие теста контролируемому уровню усвоения (функциональная валидность); определенность, которая необходима для понимания того, что должен студент выполнять; однозначность, которая определяется как одинаковость оценки качества теста разными экспертами (то есть понимания того, что тест относится к соответствующему уровню); надежность теста, которая заключается в обеспечении устойчивости результатов многократного тестирования одного и того же испытуемого. Надежность теста или набора тестов растет с увеличением количества заданий, входящих в тот или иной уровень.

Выделяют два подхода к тестированию – нормативно-ориентированное и критериально-ориентированное тестирование, которые отличаются интерпретацией результатов. Нормативно-ориентированное тестирование служит для определения места испытуемого в общей группе, т.е. рейтинга студента. Он позволяет сравнивать учебные достижения испытуемых друг с другом. Под критериально-ориентированным педагогическим тестом понимают систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены студентами. При этом указанный объем называется областью содержания этого теста. С ней и соотносятся учебные достижения отдельных студентов, чтобы определить, какую долю учебного материала они усвоили, задачи какого уровня сложности могут решать. Выделяют два вида критериально-ориентированных педагогических тестов.

Первый вид предназначен для оценки доли от полного объема учебного материала, которую усвоили испытуемые, измеряемую обычно в процентах. Этот вид теста позволяет также оценить степень овладения тем или иным умением или навыком. Если испытуемый полностью овладел измеряемым умением и выработал соответствующий навык, то он в отведенное время выполнит 100 % заданий. Если умение еще не сформировано, то не будет выполнено ни одного задания. Если умение находится в стадии формирования или даже сформировано, а навыка еще нет, то будет выполнена соответственно меньшая или большая часть заданий. Процент их правильного выполнения и является оценкой степени овладения.

Критерии позволяют выделить четыре группы студентов: не усвоивших, слабо усвоивших, хорошо усвоивших и полностью усвоивших содержание учебной дисциплины. Для теста, включающего в себя три уровня сложности, оценка «удовлетворительно» выставляется при условии получения студентом от 40% до 59% от общего количества баллов за тест. Оценка «хорошо» выставляется при условии получения студентом от 60% до 79% от общего количества баллов за тест. Оценка «отлично» выставляется при условии получения студентом от 80% до 100% от общего количества баллов за тест.

Второй вид критериально-ориентированных тестов используется для классификации испытуемых, разделения их на две (или более) группы на основании заранее выработанного критерия (зачет – незачет, аттестован – не аттестован). Для того чтобы быть отнесенным к группе «зачет» или «аттестован», испытуемый должен достичь необходимого минимального для этой группы уровня овладения учебным материалом. Этот уровень устанавливается разработчиками теста и является критерием, на основании которого принимается конкретное решение относительно каждого обучающегося. В тесте критерий выражается определенным количеством заданий. Если испытуемый выполняет данное количество заданий или превосходит его, его аттестуют, в противном случае – нет.

Критерии могут быть, например, такими:

Для теста из двенадцати заданий, включающего в себя три уровня сложности, оценка «удовлетворительно» выставляется при условии решения студентом не менее 7 заданий, из них не менее 3-х заданий первого уровня и не менее 4 заданий двух других более высоких уровней. Оценка «хорошо» выставляется при условии решения не менее 9 заданий при условии решения всех заданий первого уровня и не менее 3 задания второго уровня. Оценка «отлично» выставляется при условии решения не менее 10 заданий при условии решения не менее 4 заданий первого уровня, 3 заданий второго уровня и 3 заданий третьего уровня.

Разработка теста начинается с формулирования его цели, то есть определения того, что тест должен измерять. После формулирования цели теста и ее конкретизации в виде отдельных знаний, умений и навыков, переходят к разработке спецификации теста. Спецификация теста представляет собой набор описательных схем, которые позволяют установить соответствие между тестовыми заданиями и областью содержания теста. Она обеспечивает репрезентативность заданий по отношению к области содержания. Спецификация пишется на предельно операциональном языке и представляет собой, по сути, правила, по которым могут разрабатываться задания. При разработке спецификации необходимо стремиться сделать эти правила настолько четкими, чтобы их можно было использовать как алгоритмы.

В качестве примера приведу спецификацию авторских тестов по физике:

«Критериально-ориентированные тесты по физике служат для классификации студентов по уровню овладения учебным материалом. Задания первого уровня служат для проверки знания формул, законов, понятий, определений и оцениваются в 1 балл за задание. Задания второго уровня служат для проверки умений решать простые задачи на подстановку и оцениваются в 2 балла за задание. Задания третьего уровня проверяют владение элементами анализа, векторной алгебры, дифференциальным и интегральным исчислением применительно к физическим задачам, умение переводить графическую информацию в аналитическую и наоборот, а также умение применять совместно несколько физических законов и оцениваются в 3 балла за задание.»

Выстраивание системы тестирования приобретает особую значимость в условиях стремительно изменяющегося образовательного пространства. Особую роль приобретает компьютерное тестирование. Применение компьютерных программ для тестирования позволяет существенно упростить процесс контроля и оценки качества знаний, заложить в каждую составную часть учебной программы весовой коэффициент и на этом строить системный подход к оценке знаний [2]. Эффективность компьютерного тестирования проявляется, прежде всего, в том, что преподаватель за меньшее время может произвести опрос гораздо большего числа студентов, используя один большой тест и получить результаты немедленно после завершения теста. Кроме того, использование тестов учебных достижений является одним из направлений гуманизации системы образования, поскольку дифференцированные тестовые шкалы и использование компьютера ставят обучающегося в более комфортные психологические условия. В тестах уровень требований сформулирован более мягко, в рамках достаточно широкого интервала. В этом смысле тесты оказываются более универсальным инструментом: они фиксируют тот уровень, который может показать студент в данный момент. Другая сторона тестового метода состоит в том, что он представляет иную модель контроля – соревновательную, что повышает мотивацию к обучению.

Современная теория педагогических измерений предоставляет широкие возможности по выбору различных форм контроля, но внедрение модульных технологий требует оперативности и систематичности оценочных мероприятий, что может обеспечить только тестирование после каждого модуля. Поэтому задача развития системы тестирования весьма актуальна в сегодняшнем динамично меняющемся образовательном пространстве.

 

Литература

1. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе / П.И. Образцов // Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 46–50.

2. Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т.Н.Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения — 2008. — Сб. 6 — Ч.1 — С.255 – 258

Comments are closed.