Для обеспечения высокого уровня квалификации и компетентности
молодого специалиста, его конкурентоспособности, вся система профессионального
образования должна непрерывно совершенствоваться. Необходимы новые технологии,
позволяющие в процессе обучения усвоить и систематизировать получаемую
информацию в том объеме, который предусмотрен планами и программами ВПО.
Основным смыслом технологизации учебного процесса является определение наиболее
рациональных способов гарантированного достижения дидактических
целей.
Технология обучения — это педагогическая деятельность, реализующая
научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой
степенью эффективности, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.
Наиболее широкое применение в высшей школе получила классификация технологий
обучения в соответствии с дидактическими теориями, на которых они
базируются.
Для решения проблемы систематизации знаний и наилучшего их
усвоения служит модульная технология обучения, заключающаяся в дроблении
информации на определенные дозы — модули, обусловливающие необходимую
управляемость, гибкость и динамичность процесса обучения.

 Блок  Модуль
1 Механика 1.1 Механика материальной точки
1.2 Законы сохранения
1.3
Релятивистская механика
1.4 Механика твердого тела
1.5 Механика
сплошной среды
2 Статистическая физика и термодинамика 2.1 Статистическая физика
2.2 Термодинамика
3 Электричество 3.1 Электростатическое поле в вакууме
3.2 Электростатическое поле в
веществе
3.3 Постоянный электрический ток
4 Магнетизм 4.1 Магнитное поле в вакууме
4.2 Магнитное поле в веществе
4.3
Электромагнетизм
4.4 Переменный электрический ток
5 Физика колебаний и волн 5.1 Колебательные и волновые процессы
5.2 Интерференция и
дифракция
5.3 Взаимодействие электромагнитных волн с веществом
6 Квантовая физика 6.1 Квантовая природа излучения
6.2 Физика атомов и молекул
6.3
Зонная теория твердого тела
6.4 Физика атомного ядра

Учебный модуль – не только раздел учебной программы, но и
выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает
взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих
вхождение этого модуля в целостную систему предметного и общего обучения.
К
структурным составляющим модульной технологии как дидактической системы относят
дидактические цели и задачи, содержание обучения, средства педагогического
взаимодействия (методы обучения), организацию учебного процесса (формы
обучения), средства обучения, обучающегося, преподавателя, а также результат их
совместной деятельности.
В процессе проектирования модульной технологии
обучения наиболее ответственным является этап целеполагания. Он заключается в
определении педагогом диагностических целей обучения. Под диагностичностью целей
понимают описание в реально измеримых параметрах ожидаемого дидактического
результата. Поскольку в дидактике до сего времени не выработаны общие подходы к
количественному и качественному определению уровней усвоения содержания
дисциплины, то приходится придерживаться наиболее распространенной системы по
В.П. Беспалько, полагая, что первый уровень – узнавание – не оценивается, а
последующие – репродуктивная деятельность, репродуктивно-преобразовательная
деятельность и продуктивная деятельность – будут соответствовать существующей
системе оценок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», которые в рабочей
программе представлены в виде категорий «знать», «уметь», «владеть». Таким
образом, определение требуемых уровней усвоения учебного материала позволяет
осуществить дифференцированный подход к оценке качества знаний.
Дальнейшее
построение модульного обучения ведется в направлении разработки процессуальной
стороны обучения: представление профессионального опыта, подлежащего усвоению
обучающимися в виде системы познавательных и практических задач. При этом
выделяют теоретический и практический этапы обучения. На каждом из этих этапов
производится поиск дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор форм,
методов и средств индивидуальной и коллективной учебной
деятельности.
Основным показателем является объективность оценки, поэтому в
самом начале изучения модуля студенты должны четко знать систему контроля и
критерии оценки знаний. Наилучшие результаты дает система разноуровневых
заданий, выполняемых в ходе практического или лабораторного занятия, особенно,
если студенту предложено самому выбрать соответствующее его уровню задание.
Дифференцированный подход позволяет преподавателю проследить уровни обученности
студента на начальном и конечном этапе изучения модуля, выявить существующие
затруднения и выбрать способы их коррекции.
Завершающим этапом работы
преподавателя при проектировании и конструировании модульной технологии обучения
является разработка соответствующей технологической карты.
В начале
работы над модулем перед студентами ставится цель, какие формулы, методы,
физические теории они должны знать. Им сообщается источник получения знаний,
указываются учебники и методические пособия. По мере раскрытия содержания модуля
в ходе чтения лекций, знания студентов систематизируются, вопросы, возникающие
по ходу изучения модуля, приобретают все более осмысленный характер. Изучение
модуля завершается зачетом. Формой зачетного урока может быть защита
лабораторной работы, выполнение дифференцированной самостоятельной работы,
работа с программированными картами или тестовыми заданиями.
Таким образом,
модульная система обучения дает преподавателю свободу и гибкость в выборе форм и
методов обучения, позволяет снизить затраты времени на практическую подготовку,
возможность выявить творческие способности студентов, служит систематизации
полученных студентами знаний и повышению их качества.

Полная версия статьи http://t21.rgups.ru/Arhiv2007s4.php
Сафонова, Т.Н. Проектирование и
реализация модульной технологии обучения [Текст] / Т.Н.Сафонова // Труды 5-й
международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей
школы в XXI веке» — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения — 2007. — Сб. 5
— Ч.1 — С.394 — 399

Comments are closed.