Одной из особенностей модульной технологии обучения является возможность управлять процессом усвоения знаний используя структурный подход, позволяющий заложить в каждую составную часть учебной программы весовой коэффициент, систематизируя процесс освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций.

Целью данной работы является представление разработанной экспертно-обучающей системы контроля качества знаний студентов в рамках используемой автором модульной технологии обучения и являющейся одной из основных составных единиц новой системы образования.

Важнейшей составляющей этой системы является рейтинговая система оценки знаний. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизировать учебную работу студентов, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью.

В разделе «Рейтинг» представлены возможные типы учебных действий и
их экспертная оценка. Каждый из типов учебных действий имеет четко установленную
систему оценок, которая доведена до студентов. Данная структурированная система
оценок позволяет обучающемуся видеть требования, предъявляемые к тому или иному
учебному действию, поскольку все действия и их экспертная оценка размещены на этом сайте, где раз в неделю обновляется рейтинг.

Создание экспертно-обучающих систем по оценке качества усвоения
знаний и завершенности процесса обучения предполагает, прежде всего, учет
следующих основополагающих принципов:
— изменение роли и функции преподавателя, превращение его в специалиста-консультанта, что добавляет новую обязанность в его преподавательской деятельности;
— отказ от поточного метода обучения и перехода к индивидуальной подготовке специалиста;
— перенос центра тяжести учебного процесса на самостоятельную работу студентов;
— подготовка учебно-методического комплекса на основе учета особенностей компьютерной технологии обучения;
— отказ от традиционных форм контроля и внедрение индивидуального кумулятивного индекса, в котором резко возрастает роль текущего,
рубежного и итогового контроля знаний, умений и навыков.
Если вышеназванные принципы строго выполняются, то можно говорить о наличии возможностей разработки и использования в учебном процессе экспертно-обучающих систем и системы
экспертной оценки усвоения знаний, умений и навыков.
Экспертно-обучающая система состоит обычно из двух независимых частей:
— универсальная программа-оболочка, поддерживающая интерфейс общения со студентами, содержащая
подсистему логического вывода и не зависящая от содержания конкретной дисциплины;
— базы знаний конкретных дисциплин, содержащих описание основных объектов, используемых в данной дисциплине.
В свою очередь, экспертная система оценки уровня усвоения знаний и умений должна быть адаптирована к
экспертно-обучающей системе, базе знаний, программа-оболочка должна содержать
также квалиметрические параметры оценки усвояемости (шкалу оценок), нормативные
коэффициенты, определяющие степень законченности обучения в соответствии со
специальностью, и программное обеспечение, обеспечивающее выдачу протокола
результатов общения ЭВМ и студента с определением индивидуального коэффициента усвоения знаний.
Расчет оценочной шкалы производится так: складываются максимально возможные баллы за обязательные учебные действия. Далее шкала делится в соответствии 50% — 70% — 85%.
Определение коэффициента усвоения знаний (Kus) является операцией измерения качества усвоения знаний. По коэффициенту судят о завершенности процесса обучения, если Kus > 0.7, то
процесс обучения можно считать завершенным. При усвоении знаний с Kus < 0.7
студент систематически совершает ошибки и неспособен к их исправлению из-за неумения их находить.
Предлагаемая экспертно-обучающая система эффективна в следующем:
— во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу;
— во-вторых, более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования бальной шкалы
оценок;
— в-третьих, создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
— в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы;
— в-пятых, возможности более объективного и глубокого анализа степени усвоения отдельных фрагментов учебной программы.
Для окончательной, итоговой оценки автором применяется европейская шкала признания зачетных единиц (ECTS), которая подразумевает выставление оценок в зависимости от статистических показателей каждого студента. Основные требования для разработки оценок ECTS: наличие достаточно детальных первичных данных, группы достаточного размера для подтверждения обоснованности соответствующих статистических методов и регулярный контроль качества результатов, полученных при использовании шкалы.

Полная версия статьи http://t21.rgups.ru/Arhiv2008s4.php
Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения [Текст] / Т.Н.Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения — 2008. — Сб. 6
— Ч.1 — С.255 — 258

Comments are closed.